Исследования детской психологии. Методы и результаты

Детская психология изучает ребенка. Но ребенка изучают и другие науки,каждая по своему,со своей особой стороны. Детскую психологию интересует,как ребенок становится взрослым человеком,умеющим общаться с другими людьми, трудиться, делать открытия, наслаждаться произведениями искусства. Маленький ребенок мало похож на взрослого. И дело не только в том, что его знания не выдерживают сравнения со знаниями взрослого. Из простых житейских наблюдений мы знаем: ребенок чувствует и мыслит не так, как взрослый. Чувства малыша могут быть сильными,но чаще всего они нестойки. То, к чему он сегодня привязан,завтра может быть забыто. Ребенку недоступны отвлеченные рассуждения взрослого. Маленький ребенок не в состоянии себя организовать для выполнения неинтересной для него работы... Очень многого не может ребенок. Но если мы будем обращать внимание только на то, чего ребенок еще не может, чем он еще не владеет, мы никогда не поймем откуда появляются новые черты, качества, характерные для взрослого. Гораздо важнее выяснить, что у ребенка есть, что он может, как он изменяется и что приобретает с возрастом. Взрослые порой поражаются "уму" ребенка. Но секрет не в уме, а в быстроте успехов: вчера не мог-сегодня уже справляется. Исследования детской психологии

Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности - все это факты, характеризующие развитие ребенка. Несмотря на различие в развитии отдельных детей,на их индивидуальные особенности, мы всегда находим в них общее, то, что объединяет всех детей. Все они проходят определенные этапы, или стадии, развития.

Что представляет собой новорожденный? Это совершенно маленькое создание, не имеющее возможности ни передвигаться, ни самостоятельно питаться и т.д. Но вот перед нами ребенок трех лет. Это уже человечек со своим внутренним миром, с собственными желаниями, привычками, вкусами, нередко упорно утверждающий и отстаивающий свою самомтоятельность. Проходит еще четыре года, ребенок оказывается у порога школы. И снова мы видим разительные пермены по сравнению с трехлеткой. "Выпускник" детского сада-маленький член человеческого общества. Перед ним открылся широкий мир человеческих поступков и взаимоотношений. Он научился согласововать свои действия с действиями сверсников, оценивать свои поступки и поступки других людей. Ему стали доступны человеческие переживания, его восприятие, память, мышление начали преобретать произвольность, появилась возможность, слушать, рассматривать, запоминать, обдумывать, не только то, что само по себе интересно, привлекательно, но и то, что нужно понять, усвоить ради достижения той или иной цели (получить одобрения сверсников, похвалу воспитателя).

Есть основные методы исследования детской психологии - наблюдение и эксперемент. Ребенок не должен знать, что за ним наблюдают. Иначе он теряет естественность и непринужденность, вся картина его поведения меняется. Поэтому наблюдение должен проводить человек, к которому ребенок привык, присутствие которого вполне обычно. иногда в детской психологии применяют скрытое наблюдение. Для этого между комнатой, в которой находится ребенок, и комнатой, где сидит исследователь, помещают особое стекло, обладающее односторонней проницаемостью, также используется видеонаблюдение.

В процессе наблюдения исследователь может прослеживать только внешние проявления поведения ребенка: его действия с пердметами, словесные высказывания, выразительные движения и т.д. Но психолога интересуют не сами по себе внешние проявления, а скрывающиеся за ними психические процессы, качества, состояния. Ведь одни и те же проявления могут выражать разные внутренние состояния. На помощь наблюдению приходит другой, более активный метод, позволяющий исследователю вызывать интересующие его проявления детской психики. Это психологический эксперемент.

В одном исследовании изучали, как развивается в дошкольном детстве уменее мыслить при помощи действий, образов и слов. Детям разных дошкольных возрастных групп предлагали серию "рычаговых" задач, заключавшихся в том что ребенок должен был догадаться, куда нужно повернуть ближнее к нему плечо рычага, чтобы достать картину, укрепленную на конце дальнего плеча. Задачи давали в трех видах. В одном случае это были реальнуе рычаги, укрепленные на столе пред ребенком и ребенок мог действовать с ними; во втором случае ситуация была изображена на картинке; а в третьем - ребенку только рассказывали о ней. Оказалось, что трехлетние дети правильно решают задачу лишь в реальной ситуации, позднее возникает возможность решать ее по картинке, а еще позднее - по словесному описанию.

Очень часто эксперименты с детьми проводят непосредственно в детском саду. Исследователь выступает в роли воспитателя, организующего ту или иную деятельность детей. Дети при этом и не подозревают, что те игры и задания, которые им предлагают, организованы специально. Предположим детям, принимающим участие в дидактической игре, дали то или иное задание. В то время как дети заинтересовано играют, исследователь наблюдает и делает выводы, как игра влияет на разные мотивы и деятельность ребенка. Также о многом могут сказать о ребенке его рисунки, аппликации, лепка, конструкции, поделки, сочиненные сказки. Например детские рисунки послужили многим исследователям материалом для выводов о разных сторонах психического развития ребенка. В них выражаются особенности восприятия детей и складывающихся у них представлений об изображаемом. Например, по рисункам можно определить, какую роль в образовании представлений о предметах играют собственные действия ребенка с этими предметами:обычно в рисунках подчеркиваются те особенности, которые ребенок освоил в процессе действия. Детские рисунки дают возможность судить об уровне умственного развития.

Развитие ребенка является важнейшей предпосылкой развития духовной и практической сферы будущей деятельности взрослого человека. Вот почему забота о воспитании и обучении детей - важнейшая задача человечества