Зачем нужны сказки? Преимущество сказок над мультфильмами

C помощью сказок родители начали воспитывать своих детей уже довольно давно. Так называемая «Сказка на ночь» постепенно стала являться неотъемлемым ритуалом для каждого малыша. Сказка - это и возможность еще раз услышать любимую историю или познакомиться с новым очаровательным повествованием, и возможность растянуть время, когда так не хочется ложиться спать. В современном мире, с развитием телевидения, видеоигр и различных медийных устройств, книжки со сказками стали пользоваться все меньшим спросом. Хорошо ли это? Какую роль играют волшебные сказки в развитии наших детей? Зачем нужны сказки?

Зачем нужны сказки? Сказки, как и игры - это неотъемлемая часть развития и воспитания каждого ребенка, их язык не только интересный, но и простой для детского понимания и восприятия. Ведь до некоторого возрастного периода детям трудно дается логическое мышление, зато сказка не требуют сложных логических размышлений. Правильно подобранной сказкой лечат детские страхи, заикание и даже врожденные нарушения психики. Во многих современых методиках обучения используется такое понятие, как сказкотерапия - метод обучения или воспитания, в котором весь сюжет закручен вокруг вашего ребенка. Например, идет повествование о нем, как о добром и сильном герое. В итоге у ребенка появляется сильное желание соответсвовать такому образу, совершать хорошие поступки, преодолевать различные препятствия. Есть даже специальное пособие "Анти-капризин", которое состоит из 50 специальных сказок, чтение которых способствует устранению таких детских капризов, как нежелание засыпать, ходить в садик, убирать за собой игрушки, умываться, одеваться, заправлять за собой кровать и т.п. Эффективность этого метода во многом зависит от рассказчика.
Волшебное повествование не содержит прямого указания к действию, и содержащейся в нем жизненно важная информация воспринимается малышом ненавязчиво, что является важным аспектом, ведь дети, как правило, не воспринимают прямых поучений, делая наперекор родительским установкам. К тому же, народные сказки - это определенный багаж норм и морали, который собирался по крупицам годами и передавался от поколения к поколению.

Соотношение вымышленного и реального мира Родителям не стоит недооценивать роль сказки в развитии ребенка. Психологи утверждают, что именно из детской сказки начинается знакомство малыша с окружающим миром. Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми в форме, представленной понятному ребенку языку. Главными героями многих детских сказок есть животные, которые сталкиваются с проблемами, подобными тем, которые переживают реальные люди. Почему так? На образах животных ребенку легче объяснить отдельные черты характера людей, например: хитрый как лиса; силен как медведь; злой как волк; труслив как заяц; предан, как пес и т.д. В сказках изображаются определенные модели поведения, и в вымышленном мире ребенок приобретает своеобразный «первый» жизненных опыт.

Лицо «Добра» и «Зла» Именно с помощью сказки малышу легче объяснить понятие нравственности: что такое добро, а что - зло. Это существенно отличает сказки от комиксов, отрицательные персонажи которых довольно часто героизируются и становятся для детей кумирами и примерами для подражания. Причиной этого также может быть удачно и выразительно нарисован отрицательный герой. И тогда красивая картинка для ребенка гораздо важнее, чем поступки этого персонажа. В сказке ведь главное - не яркая картинка, а ее содержание, мораль. Сказка непременно завершается победой добра над злом, возвеличиванием «положительных» героев, унижением и высмеиванием «отрицательных». Сказки приучают детей к добру. И, таким образом, ребенок, отождествляя себя с «хорошими» персонажами, пытается подражать их поведение. Также малыш, помня, что зло всегда бывает, наказано, осознает: единственный способ избежать наказания - не быть плохим.

Для каждого возраста - своя сказка. Подбирая сказки для малыша, прежде всего необходимо учитывать возраст ребенка и особенности его психического развития. Двухлетнему ребенку, недавно научившемуся удерживать в памяти собственные действия с предметами и воспринимать несложные действия сказочных персонажей, рассказы о волшебниках и колдунов будут непонятны. Зато, сказки о животных точно понравятся, и ваш малыш с большим увлечением будет имитировать звуки сказочных персонажей и пытаться воспроизвести их действия. Это могут быть такие сказочные истории: «Колобок», «Перчатка», «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Яйцо-райцо», «Котик и петушок», «Коза-Дереза», «Сорока-белобока» и многие другие, преимущественно народных сказок. Повторение сюжетных линий облегчает их восприятие, ребенку проще запомнить текст. Можно покупать или отдельные сказки с яркими или даже объемными иллюстрациями, или же сразу приобрести сборник для детей от двух лет и старше, где собраны лучшие русские народные сказки с иллюстрациями ведущих русских художников. девочка читает сказку

В возрасте от двух до пяти лет, когда у ребенка развивается воображение, и он начинает фантазировать, можно рассказывать волшебные сказки. Однако именно способность к фантазиям иногда вселяет детский страх перед определенными персонажами, такими как Баба-Яга, Кощей Бессмертный и т.д. Поэтому родителям не рекомендуется запугивать своих детей бабками, волками, ведьмами и другими сказочными существами, чтобы не вызвать психологических проблем в будущем. Перед тем, как рассказывать своему чаду некую сказочную историю, стоит самим прочитать ее и задуматься, какие стереотипы она внушает. Некоторые сказки даже придется объяснять, чтобы у ребенка не создалось ложное представление о жизни и отношения. Например, всем известная сказка о Золушке, Спящую Красавицу и вообще рассказы о принцессах могут воспитать вашу дочь пассивной к жизни, заложить уверенность, что чтобы прожить счастливо жизнь, нужно сидеть и ждать прекрасного принца. Также весьма противоречивы по своему содержанию и стереотипами считаются сказки Братьев Гримм, изначально писались для взрослых, а уже потом были адаптированы под детскую аудиторию. В пять-семь лет дети уже могут воспринимать любые сказки. Каковы основные критерии отбора? Сказочный рассказ должен быть интересным, воспитывать высоконравственные качества, развивать воображение, не прекословить христианским ценностям. С пяти лет ребенок должен уметь пересказывать сюжет. Если у него возникают трудности с переводом неоднократно услышанной сказки - это может быть следствием задержки умственного развития, и в таком случае лучше обратиться к психологу. Ближе к семи лет можно рассказывать малым воспитанникам более сложные сказочные сюжеты (Л. Кэрролла, А. де Сент-Экзюпери, А. Гофмана, А. Линдгрен, П. Трэверс, Дж. Родари, Дж.Роулинг и других известных детских авторов).

Сказка или энциклопедия: что выбрать? Некоторые родители стремятся достойно подготовить своих детей к обучению в престижных школах и детских садах, сызмальства требуют от них интеллектуальных усилий, забывая, что всему свое время. Такое естественное желание родителей понятно, однако следует помнить: для полноценного психического развития дошкольников важно, прежде всего, развитие сферы чувств и эмоций. Поэтому не стоит торопить события, лучше дайте своему малышу дольше пожить в детском мире. Конечно, если у ребенка есть определенный интерес, к какой области знаний, можно развивать его с помощью ярких энциклопедий, которые соответствуют возрасту ребенка, ведь через мудрые книги он тоже познает окружающий мир.

Преимущество сказок над мультфильмами. Почему чтения сказок для детей гораздо полезнее, чем просмотр мультфильмов? Ведь волшебное повествование, как и мультфильм, рассказывает детям готовую фантастическую историю. Но, в отличие от последнего, сказка оставляет простор для воображения и таким образом развивает у детей умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это является основой для творческой деятельности. И еще один аргумент в пользу сказки: современные мультфильмы предлагают малышам совсем не присущую для традиционного сознания систему ценностей, поэтому при воспитании ребенка лучше отдавать предпочтение народным сказкам, проверенным поколениями, чем современным зарубежным мультфильмам. Даже когда ребенок научился читать самостоятельно, не лишайте его сразу священного ритуала вечерней сказки. Ведь семейное чтение сказок способствует сближению малыша и взрослого. Каждой маме или папе будет приятно осознавать, что все важное, мудрое, вечное, о чем рассказывают сказки, малыш услышал именно из ваших уст.

Устами мам. Татьяна, 35 лет, преподаватель, воспитывает дочь Моя дочь с детства любила сказки и мультфильмы про Дюймовочку, Белоснежку, Принцессу-Лебедь, в общем рассказы о принцессах. И однажды, когда ей было пять лет, на вопрос дедушки: «Кем хочешь работать, когда вырастешь?", - Ответила: «Я не буду работать - я выйду замуж за принца». Мы были, мягко говоря, шокированы ... Пришлось объяснять, что в реальной жизни так не бывает, надо выбирать профессию, которой потом зарабатывать себе на жизнь. Считаю, что сказки о том, как хорошо лежать на печке и просто так получить полцарства, приучают детей к неправильному восприятию реальности.

Галина, 38 лет, психолог, предприниматель, воспитывает троих детей Моей маленькой доченьке четыре года. Поскольку ребенок все происходящее в сказке, воспринимает достаточно серьезно, то я стараюсь подбирать для своей дочурки позитивные сказки, особенно на ночь, чтобы она спала спокойно. Если «Курочка Ряба» все же заканчивается на позитивной ноте - Курочка снесла не простое, а золотое яичко, чтобы дедушка и бабушка не плакали; то Колобка хитрая Лисичка, как ни крути, а съела ... Чтобы не расстраивать ребенка, приходится на ходу придумывать другое окончание. Например, когда Лисичка съела Колобка, бабушка слепила еще одного.